Разделы

Развитие малого и среднего бизнеса, как инструмента антимонопольной политики государства

Антимонопольная политика - одно из направлений государственного регулирования экономики, представляющее комплекс государственных мер (соответствующее законодательство, система налогообложения, денационализация, разгосударствление и приватизация собственности, поощрение создания малых предприятий и пр.), направленных против монополизации производства и рынка и обеспечивающих развитие конкуренции среди товаропроизводителей.

Основные задачи антимонопольного законодательства: а) обеспечение благоприятных условий и стимулов для развития конкуренции и предпринимательства в национальной экономике; б) снятие всех преград на пути активизации конкуренции на правовой основе, позволяющей исключить монопольные действия субъектов рынка, центральных органов власти и управления, диктат хозяйствующих субъектов; в) определение правового режима регулирования ответственности за монопольные действия и нарушения правил честной конкуренции; г) защита интересов малого и среднего предпринимательства от произвола крупного бизнеса; д) создание условий для развития национального хозяйства.

К субъектам малого предпринимательства (малого бизнеса) относятся коммерческие организации с образованием юридического лица, физические лица, занимающиеся предпринимательством без образования юридического лица, и фермерские (крестьянские) хозяйства.

Представляется, что в перспективе будет преобладать тенденция к дальнейшей децентрализации и расширению прав регионов и местного самоуправления в сфере государственной поддержки малого бизнеса. К ведению Российской Федерации законодательством отнесены определение общих принципов, приоритетных направлений и методов государственной поддержки этого сектора: регламентация порядка создания и деятельности федеральных органов исполнительной власти и распределение полномочий между ними, разработка и организация федеральных программ и проектов, финансируемых полностью или частично за счет средств государственного бюджета: установление для субъектов малого предпринимательства льгот по федеральным налогам и иным платежам в государственный бюджет и специализированные внебюджетные фонды Российской Федерации. Субъекты Федерации при этом имеют право самостоятельно решать все вопросы, связанные с поддержкой бизнеса, на своей территории с учетом местных особенностей и условий социально-экономического развития? в том числе могут применять дополнительные меры по поддержке предпринимательства за счет собственных средств и ресурсов.Наряду с поддержкой предпринимательства государственной службой в целом в настоящее время сформирован специальный организационный механизм поддержки всех типов предпринимательства. На федеральном уровне был создан Фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции, который является государственной неполитической организацией и не ставит основной целью извлечение прибыли.

Развитие в России малого бизнеса имеет большое народнохозяйственное значение в силу следующих обстоятельств: • мелкий бизнес позволяет заполнить все наши рынки и наиболее полно удовлетворить потребности населения в потребительских товарах и услугах; • для создания мелких фирм не требуются крупные инвестиции и длительный срок их сооружения; • развитие мелкого бизнеса - это одно из действенных направлений антимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды; • мелкие предприятия проще в управлении, им не нужно создавать сложные управленческие структуры; • мелкие фирмы могут быстрее и дешевле перевооружиться, внедрять и апробировать новую технологию, проводить частичную автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания механизированного и ручного труда; • развитие мелкого бизнеса позволяет в значительной степени решить или смягчить проблему безработицы; • с развитием мелкого бизнеса появляется средний класс и класс мелких собственников, заинтересованный в стабилизации экономики и наведении элементарного порядка в стране. По налоговому законодательству РФ малые предприятия могут применять упрощенную систему налогообложения в соответствии с Законом РФ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства",

Законом определено, что теперь не менее 15% государственных заказов должно в обязательном порядке размещаться на малых предприятиях. Смысл в следующем. Государственный заказчик, выигравший тендер на получение госзаказа, финансируемого из федерального бюджета, должен не менее 15% объема заказа разместить на малых предприятиях в соответствии с договором.