Разделы

Информационные технологии интеллектуальной поддержки принятия управленческих решений

Традиционно считалось, что руководитель вынужден принимать управленческие решения при недостатке информации. Однако с внедрением компьютерных информационных систем, которые способны хранить большие массивы данных, возникает задача оптимального использования данных. Сегодня руководители сталкиваются с необходимостью принимать множество решений, опираясь при этом на большие объемы данных, которые необходимо обрабатывать в сжатые сроки. В связи с этим возникает задача разработки систем интеллектуальной поддержки процесса принятия управленческих решений на базе современных информационных технологий. Однако разработка таких систем принадлежит к областям наиболее трудно поддающимся автоматизации. Чтобы понять сложность ситуации, достаточно сравнить интеллектуальные возможности компьютера и человека. По большинству показателей, например, по вычислительной возможности, по скорости реакции, работоспособности искусственный интеллект лидирует с большим отрывом [1]. Но существует несколько сфер, в которых он если не бессилен, то весьма ограничен. Так обстоит дело со способностью к решениям в неопределенных ситуациях, способностью к анализу событий. Поэтому компьютерная поддержка принятия решений может быть решена с помощью такого распределения функций между компьютером и человеком: компьютеру отводится вспомогательная роль, роль "поддержки", а основная роль принадлежит человеку. Тогда возникает вопрос: как обеспечить наиболее эффективную помощь искусственного интеллекта управленцу. В решении возникшего вопроса следует исходить из особенностей человеческого мышления: представленная в каком виде информация лучше всего (т.е. легче, быстрее, глубже, полнее) воспринимается человеком; как происходит оперирование полученной информацией в процессе мышления. В частности следует учитывать то, что согласно психологии, человек мыслит образами, используя ассоциацию, из чего вытекает, что преобразование цифровой и текстовой информации в образы сложнее преобразования графической. Поэтому становится актуальной задача визуализации данных, т.е. представление их в виде, удобном для восприятия человеком. Сегодня среди средств, предлагаемых рынком информационных технологий, по обработке и визуализации данных для принятия управленческих решений в наибольшей мере отвечают OLTP- и OLAP-технологии. OLTP-технология ориентирована на оперативную обработку данных, а более современная OLAP-технология - на интерактивный анализ данных. Системы, разработанные на их основе, позволяют достигнуть понимания процессов, происходящих на объекте управления, путем оперативного доступа к разнообразным срезам данных (представлениям содержимого баз данных, организованным так, чтобы отразить различные аспекты деятельности предприятия). В частности, обеспечивая графическое представление данных, OLAP способна сделать результаты обработки данных легкими для восприятия. Но чем выше занимаемая должность, тем меньше времени у руководителя остается на работу с компьютером. Высокопоставленный руководитель не должен отвлекаться на технологию получения информации. В этом случае наилучшим решением вопроса будет являться ситуационный центр [2], оборудованный всеми необходимыми мультимедийными средствами, обеспечивающий "погружение" человека в проблему буквально за несколько минут. Таким образом, с помощью искусственного интеллекта будут созданы условия для самого эффективного использования живого интеллекта.