Разделы

Автоматизированные информационные системы (АИС): основные функции, принципы организации и функционирования

Создание и функционирование информационных систем в управлении экономикой тесно связаны с развитием информационной технологии — главной составной части АИС. Автоматизированная информационная технология (АИТ) — системно организованная для решения задач управления совокупность методов и средств реализации операций сбора, регистрации, передачи, накопления, поиска, обработки и защиты информации на базе применения развитого программного обеспечения, используемых средств вычислительной техники и связи, а также способов, с помощью которого информация предлагается клиентам.

Информационная технология на предприятии имеет основной целью создание информационного продукта, позволяющего формировать управляющие воздействия на производство. Целью же производства является создание конкурентоспособной продукции с минимальными затратами, обеспечивающими наибольшую прибыль.

Для реализации этой цели разрабатывается модель выпускаемой продукции, отражающая различные аспекты - от маркетинговых до технологических, организуются произ-водство и система управления этим производством. Последняя необходима для того, чтобы удерживать производство в рамках разработанной модели продукции при неизбежных внешних возмущениях. Для повышения эффективности управления создается автоматизированная экономическая информационная система управления предприятием, в которой основным является контур информационной технологии.

В настоящее время все большая часть производственной информации, необходимой для управления предприятием, обрабатывается на уровне данных. При решении вычислительных задач основным технологическим информационным процессом является процесс обработки данных, управляемый процедурой организации вычислительного процесса (ОВП). Информационное взаимодействие вычислительных задач с другими информац-и процессами осуществляется процессом обмена данными. Необходимость такого взаимодействия объясняется тесной связью алгоритмов решения вычислительных задач и общностью внутримашинной информационной базы для всех задач управления. Процесс обработки данных реализуется с помощью процедур организации и планирования вычислительных работ, а необходимое информационное отображение результатов решения задач с помощью процедуры отображения. При обработке из первичных данных получают промежуточные и выходные (результатные) данные, которые с помощью процессов обмена и накопления поступают в базу данных, организуемую процедурой ОИБ - организации информационной базы. Эта процедура позволяет перевести концептуальное представление базы данных через инфологическую модель и логическую схему к ее физическому представлению. Процесс накопления, описываемый на логическом уровне моделями выбора, хранения и актуализации данных, позволяет создать базу данных, необходимых для решения задач управления предприятием.

Функции АИТ:

1.Сбор данных (сканер, видеокамера, голос); 2.регистрация данных (имя, хранение в опред. месте, наличие доступа); 3.передача инф-ии; 4.накопление инф-ии; 5.поиск инф-ии; 6.обработка инф-ии; 7. защита инф-ии на базе применения программного обеспечения средств выч.техники и связи для реш-я задач упр-я.

Различие АИТ от АИС в том, что в системе АИС используется несколько АИТ.

Информационная технология в управлении предприятием учитывает сложившиеся информационные потоки и их содержание в его орг. структуре. На любом крупном предприятии, где имеет смысл создавать автоматизированную систему управлений предприятием (АСУП), можно выделить типовые блоки организационной структуры.

Во главе предприятия стоит директор, решения которого реализуются в производстве администрацией,которая организует, планирует и регулирует основное производство, которое состоит из производственных подразделений, таких, как производственные бригады, участки, цехи. Именно в подразделениях основного производства модель продукции воплощается в готовый продукт. В контур автоматизированного организационного управления предприятием может быть включен контур АСУТП автоматизированной системы управления технологическими процессами, охватывающий осн. произв-во и службы гл. специалистов.

При автоматизированном упр-нии предприятием выполняется несколько основных фаз упр-ия. Производство организуется в фазе планирования. Фиксация текущего состояния производства производится в фазе учета. На следующей фазе, фазе анализа, определяется степень отклонения производства от заданного плана и вырабатывается стратегия устранения возникшего отклонения. Непосредственное воздействие на производство, регулирование его параметров осуществляется в фазе регулирования, которая и позволяет вернуть производство на заданную траекторию движения.

Каждая фаза управления произв-вом включает ряд комплексов задач, описываемых соответствующими матем. моделями.

Фаза планирования В различных временных режимах решается несколько комплексов функциональных задач планирования: перспективное планирование (на 3-5 лет), годовое и оперативное (менее года). Математические модели перспективного планирования призваны описать состояние и стратегию развития произведенного предприятия через 3-5 лет. Прогнозируются ресурсы производства, его орг. структура и т п. Для разработки годового плана используются модели производственного баланса и оптимального программирования. Стратегической входной информацией этого комплекса является перспективный план. Результатом решения комплекса задач годового планирования является бизнес-план предприятия, в котором должны быть представлены в сбалансированном виде ресурсные, производственные и маркетинговые возможности предприятия, объединенные сквозной целью. На оперативном уровне планирования производства используются модели календарного планирования, упр-ия запасами, теории массового обслуживания, сетевые модели, модели оптимального программирования. Результатом решения задач этого комплекса являются планы и графики работ производственных подр-ий.

Перейти на страницу: 1 2