Разделы

Факторы производства, их взаимозаменяемость; рынки факторов производства и их особенности

Ресурсы производства – это совокупность тех природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг и др. ценностей. Подразделяется на: природные – это потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества (неисчерпаемые и исчерпаемые, возобновляемые и невозобновляемые); материальные – все созданные человеком средства производства; трудовые – население в трудоспособном возрасте, которое оценивается по трем параметрам: социально-демографическим, профессионально-квалификационным и культурно-образовательным; финансовые – денежные средства, которые общество в состоянии выделить на организацию производства.

Все эти виды ресурсов присущи любому производству и получили название «базовые».

Наряду с понятием ресурсы производства выделяют факторы производства. Когда характеризуют ресурсы, то отмечают, что это те природные и соц-ные силы, которые могут быть вовлечены в производство, а факторы производства – это экономическая категория обозначения реально вовлеченных в процесс производства ресурсов. Таким образом, понятие «ресурсы производства» более широко, чем «факторы произ-ва».

Производство всегда есть взаимодействие, единство его факторов. В эконом.теории выделяют 3 фактора произ-ва:

1. Земля - всегда имеет троякое значение: в широком смысле означает использование в произ-ном процессе естеств-ных ресурсов; в ряде отраслей (аграрная, добывающая, рыбная) земля есть объект хоз-ния когда она одновременно явл-ся и предметом труда и средством; в пределах всей экономики земля может выступать как объект собств-ти (в этом случае ее собственник непосредственного участия в процессе произ-ва может не принимать).

2. Капитал – так называют материальные и финансовые ресурсы в системе факторов произ-ва.

3. Труд – та часть общества, которая непосредственно занята в процессе произ-ва. Фактор труд включает и предпринимательство, уважаемая во всем мире способность, требующая организации произ-ва, умеющая ориентироваться в рыночной конъюнктуре и рисковать. Главной социальной функцией предпринимателя следует признать организацию доходного произ-ва.

Каждый фактор произ-ва может принести своему владельцу доход: капитал - %-нт; труд – зарплату; земля – ренту. Доходность всех факторов означает, что все их собственники выступают независимыми и соц-ными партнерами. Можно сказать о своеобразной экон-кой оправданности, т.к. доходы каждого участника произ-ва соответ-т вкладу фактора каждого.

Когда мы говорим, что произ-во есть взаимодей-е 3-х факторов имеем ввиду технологическую характеристику произ-ва, а когда каждый фактор представлен его собств-ком, то произ-во приобретает соц-ный характер и становится соц-ным процессом. Для эффективного функц-ния рынка требуется прежде всего реал-ция многообразных форм собств-ти (частной, кооперативной, акционерной, гос-ной) и создание рыночной инфраструктуры, которая включает 3 основных элемента: рынок товаров и услуг, рыночный фактор произ-ва и фин-вый рынок.

Рынок товаров и услуг требует создания и функционирования: товарных бирж, оптовой и розничной торговли, маркетинговых организаций. Рынок факторов произ-ва, предполагает куплю и продажу таких факторов произ-ва как земля, труд, капитал. Финансовый или денежный рынок отражает спрос и предлож-е денег, облигаций, акций; функционирование фондовых и валютных бирж. Все эти рынки органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Если они равновесны, то в экономике наступает макроэкономическое общее равновесие.