Разделы

Субъекты рынка: многообразие рыночных структур и принципы поведения организации на рынке

Выделяют следующие основные хозяйствующие субъекты: в западной литературе выделяют домохозяйства, фирмы, государство.

Домохозяйство – это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая: самостоятельно принимает решения; является собственником производства; стремиться к максимальному удовлетворению своих потребностей, к максимизации полезности в рамках имеющихся ресурсов. К домохозяйствам относят всех потребителей, наемных работников, владельцев средств производства, земли.

Фирма – экономическая единица, которая: самостоятельно принимает решения; стремиться к максимизации прибыли; использует факторы производства для изготовления и продажи продукции другим фирмам, домохозяйствам и гос-ву. Под государством понимают все правительственные учреждения имеющие юридическую и политическую власть для осуществления в случае необходимости над хоз-ми субъектами и над рынком для достижения общественных целей. Домохозяйства и фирмы образуют частный сектор, а государство – государственный. Все они тесно взаимодействуют на рынке продуктов и услуг, рынке факторов производства и финансовом рынке, образуя взаимоувязанный поток расходов и доходов. Принцип взаимодействия:

Домохозяйства предлагают через рынок факторов производства имеющиеся факторы производства (труд, земля, капитал) предпринимателям (фирмам), которые, в свою очередь, предъявляют спрос на эти факторы.

Оплата фирмами факторов производства выступает на их стороне расходами, а на стороне домохозяйств доходами. Домохозяйства предъявляют спрос на необходимые продукты и услуги и тратят от полученных от продажи факторов производства доход, а предприниматели предлагая и реализуя произведенную продукцию будут получать доход. Но, домохозяйства тратят не весь доход, определенная часть его идет государству в виде налогов и в сбережения.

В повседневной жизни часто сталкиваемся с понятиями конкуренция, конкурентная борьба, конкурентный рынок. Конкурентная борьба и конкурентный рынок – относятся к способам поведения отдельных фирм на рынке. Конкурентный рынок – относится к рыночным структурам и охватывает все аспекты рынка любого товара (кол-во фирм, технологичного производства и типы продаваемых товаров, которые влияют на поведение и деятельность фирм. Конкурентность рынка – определяется теми пределами в рамках которых отдельные фирмы способны воздействовать на рынок, прежде всего на цены. Чем меньше влияние фирм на рынок, где они реализуют свою продукцию, тем более конкурентным считается рынок. Наивысшая степень конкурентности рынка достигается тогда, когда отдельная фирма не оказывает никакого подобного влияния и не воздействует на цену товара. Такой рынок называется совершенно конкурентным.

Фирмы, действующие в этих условиях не ведут между собой конкурентной борьбы. Когда группа фирм продает однородные товары, то считается, что эти фирмы образуют отрасль. Кривая показывает на какое кол-во произведенного фирмой товара предъявляют спрос при каждой цене товара – называется кривой индивидуального спроса фирмы. Если фирма знала бы кривую спроса, то она определила бы объем продаж и свой доход. Если были бы известны издержки, то можно было бы рассчитать объем продаж и максимизировать прибыль. Но в реальной жизни можно установить рыночный спрос всей фирмы.

Теоретические возможные рыночные структуры: совершенная конкуренция; монополия; монополистическая конкуренция; олигополия. Принципы поведения фирмы на рынке. Введем необходимую в дальнейших исследованиях анализа функционирования отдельной фирмы в рыночных структурах категорию предельного дохода: MR – под которым понимают изменение суммарного дохода ∆TR – вызванного продажей одной дополнительной единицы товара ∆Q

Стремящаяся максимизировать прибыль фирма должна решить 2 вопроса:

1. Стоит ли ей продолжать свою деятельность.

2. Если стоит, то до каких пределов.

Фирме имеет смысл продолжать функционировать если при достигнутом уровне производства ее доход превосходит переменные издержки.

Правило 1: Фирме следует прекратить производство если суммарный доход от продажи произведенного товара не превосходит переменных издержек.

Фирме нет необходимости расширять производство если доход от продажи последней единицы продукции станет равным издержкам ее производства. Правило 2. Если фирма решила продолжать производство, то она должна выпускать такое кол-во продукции, при котором предельный доход = предельным издержкам (MR = MC)- Эти два правила носят универсальный характер и применимы к любой структуре рынка.