Разделы

Методы проведения исследования систем управления: принципы структуризации методов исследования систем управления, виды методов

1.

Конструирование определений: один из методов исследования. Без него не возможно описание проблемы, доказательства результатов. Существуют явные неявные определения. Явные построены на поиске синонимов, т.е. понятий, которые представляются бесспорными, которые известны и функционируют в системе знаний (управление – целенаправленное воздействие, согласовывающее совместную деятельность людей). Неявные – не устойчивы, односторонни. Правила построения определения: соразмерности определяемого и определенного понятий; исключения порочного круга – нельзя определять понятия через само себя или через другие понятия; определять понятия можно только с помощью понятий определенных, известных, понятных.

2.

Классификация – разделение явления на определенные классы, позволяющие увидеть специфику явления. Виды классификаций: деление общего – предполагает деление совокупности явлений, имеющие общие черты и в то же время различия (воздействие – сознательное влияние на человека, преследующее определенную цель); разделение целого – критерием является часть целой и как бы детально не классифицировали, оно всегда отражает содержание некоторого явления, предстающего целого. Важную роль играют приемы обобщения, на 1 взгляд просты, но требуют глубокого понимания, – это логическая операция заключающаяся в том, что для некоторой группы явлений находится более широкое понятие, отражающее общность свойств этих явлений. Особым вариантом классификации является типология – это группировка объектов на основе их подобия образцу. Отличие типологии от классификации в том, что типология допускает существование таких явлений, которые не соответствуют не одному из выделенных типов. Превосходит своей универсальностью.

3.

Морфологический анализ – соединение методов классификации и обобщения, построен на декомпозиции проблемы на составляющие ее элементы и поиск в этой схеме наиболее перспективного элемента решения проблемы. Он предполагает не простую декомпозицию, а выделение элементов по принципам функциональной значимости. Исходной позицией МА является постановка проблемы – далее проводится ее декомпозиция, деление на составляющие проблемы. Этапы: 1) постановка проблемы в таком виде как на практике; 2) обобщить проблему, повысить производительность управленческой деятельности; 3) определить проблему аналог; 4) установить роль и взаимодействие проблемы в комплексе др. проблем, можно решить проблему не саму по себе, а путем решения др. проблем.

4.

Доказательства – это интеллектуальная операция, состоящая в установлении истинности суждения по средствам его вывода из др. суждения, истинность установлена. Элементы доказательства – тезис – это суждение истинность которого установлена в доказательстве; аргумент – это суждения, из которых выводятся тезисы; демонстрация – это логическая форма связи названных двух элементов, обуславливающая необходимость выведения тезиса из аргумента. Способы док-ва: док-во от определения; док-во от обратного; аксиоматическое; экспериментальное.

5.

Моделирование в ИСУ: суть в том, что реальные объекты исследования, особенно если они не доступны или нельзя вмешиваться в их функционирование, заменяют соответствующими моделями. МОДЕЛЬ – копия реального объекта обладающая основными его характеристиками. Трудность в высокой стоимости, недостоверная информация, ошибки в методологии моделирования.

Перейти на страницу: 1 2