Разделы

Качество и конкурентоспособность товара в стратегии маркетинга: уровни качества товаров в соответствии со стандартами, показатели, отражающие конкурентоспособность товара

Качество и конкурентоспособность неразрывно связаны друг с другом, но их нельзя смешивать. Качество – показатель, характеризующий совокупность потребительских свойств товаров, которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности. Качество имеет 4 уровня:

1 Соответствие стандарту, насколько товар соответствует требованиям стандартов.

2 Соответствие использованию, не только стандарту, но и эксплуатационным требованиям.

3 Соответствие фактическим требованиям рынка, соответствие требованиям покупателей о высоком качестве при низкой цене

4 Соответствие латентным (скрытым) потребностям. Товар способен удовлетворять потребности, мало осознаваемые самим потребителем.

Конкурентоспособность – это комплекс потребительских и стоимостных характеристик товара, определяемых его успех на рынке. Конкурентоспособность в отличие от качества понятие относительное, т.е. это преимущество товара над товарами конкурентов. Конкурентоспособность складывается из двух частей:

1 Стоимостные характеристики: цена приобретения и цена потребления (затраты, связанные с использованием товара, они могут быть больше цены товара в несколько раз)

2 Потребительские характеристики: в отличие от качества учитываются только те свойства товара, которые имеют ценность для конкретного потребителя в конкретный момент времени.

Показатели конкурентоспособности товаров делятся на 3 группы:

1 Внешние факторы (долговременные факторы: тенденции экономики и развития рынка, НТП и сдвиги в структуре потребителя; краткосрочные: колебания конъюнктуры, появление или уход конкурента, изменение моды)

2 Показатели качества (стандартизируемые показатели: назначение товара и эргономические показатели; регламентируемые показатели (устанавливаются законодательно): патентно-правовые, безопасности и экологичности)

3 Экономические показатели (единовременные: цена, транспортные расходы, налоги, затраты на монтаж и установку; текущие показатели: (эксплуатационные) расходы на ремонт, обслуживание, амортизацию, утилизацию).

Стандарт качества – это нормативный документ, разработанный на основе соглашения большинства заинтересованных сторон и принятый общепризнанным органом или установленный предприятием самостоятельно. В стандарте для всеобщего и многократного использования закрепляются правила, общие принципы требований и методы касающиеся определенных объектов стандартизации и направленные на достижение оптимальной степени упорядоченности в определенной области.

Существует 3 уровня стандартов: 1 Стандарт предприятия; 2 Стандарт государственный (отраслевой); 3 Стандарт международный.

Для достижения конкурентоспособности на внешнем рынке необходимо прямое применение международных стандартов серии ИСО 9000. Этот стандарт принят международной организацией по стандартизации. Главное его отличие – стандартизация не самого товара, а процесса (технологии) его производства.