Разделы

Социально-психологические методы управления. Особенности их применения в современных условиях

Социально-психологические методы направлены на создание трудовых коллективов благоприятного, устойчивого, морально-психологического климата, который способствует наиболее эффективному решению поставленных задач.

Признаками благоприятного социально-психологического климата в коллективе принято считать:

- непринужденная сфера общения;

- свободное обсуждение различных вопросов;

- понимание цели коллективной деятельности, в случае разногласий должны присутствовать обсуждение, в ходе которого вырабатывается общая точка зрения, которая переходит в групповую норму;

- отсутствие явных или скрытых выпадов при высказывании критических замечаний;

- низкая текучесть кадров.

Социально-психологические методы управления основаны на использовании социального механизма управления (система взаимоотношений в коллективе, социальные потребности и т.п.). Специфика этих методов заключается в значительной доле использования неформальных факторов, интересов личности, группы, коллектива в процессе управления персоналом. Социально-психологические методы базируются на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом их воздействия являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы: социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействие в процессе трудовой деятельности; психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека.

Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников в коллективе, выявить лидеров и обеспечить их поддержку, связать мотивацию людей с конечными результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе.

Психологические методы играют важную роль в работе с персоналом, так как направлены на конкретную личность рабочего или служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главная особенность – обращение к внутреннему миру человека, его личности, интеллекту, образам и поведению, с тем, чтобы направить внутренний потенциал человека на решение конкретных задач организации