Разделы

Человеческое сообщество на рубеже тысячелетий

Человеческое сообщество на рубеже тысячелетий

Постановка проблемы и поиск нетрадиционных путей решения

На рубеже двух тысячелетий наблюдаемые противоречия между кардинальными изменениями в производительных силах, производственных и общественных отношениях, с одной стороны, и глубокая не разработанность теоретических и прикладных проблем адаптации человека к новым современным условиям развития человеческого социума, с другой стороны, ставят в повестку дня ряд принципиально новых теоретико-методологических и специальных научно-прикладных вопросов.

Перемены, происходящие на пороге третьего тысячелетия во всех сферах социально-экономической и общественно-политической жизнедеятельности человеческого социума, предъявляют сегодня беспрецедентно высокие требования к теоретическим и практическим вопросам решения узловых задач, направленных на поддержку и развитие социальной и экономической активности населения, создание педагогически целесообразных и дидактически обоснованных условий для проявления человеческим индивидом академических свобод и предпринимательских инициатив, индивидуальных дарований и творческих способностей, мобилизации своих адаптационных и психофизиологических возможностей в динамично изменяемых условиях на отечественном и международных рынках товаропроизводителей и рынках профессионального труда.

Человеческое сообщество, в лице ряда стран с высокоэффективной рыночной экономикой, уже вступило в новый этап своего социально-экономического и общественно-политического развития. Селективный контингент лиц интеллектуального и творческого труда, которые выступает, прежде всего, в качестве обладателей и носителей авторских прав на созданные в результате их продуктивного профессионального и творчески-созидательного труда - объекты интеллектуальной собственности (ОИС) получает в этих странах общественное признание, экономическую защищенность и наиболее высокий социальный статус.

В этих странах социально-экономическая система управления хозяйственным и общественно-политическим механизмом в основном базируется на экспансии трех социокультурных феноменов: «Творчество», «Знания» и «Информация». Они активно используют потенциальные возможности высоких технологий, широко распространяя новейшие и быстродействующие информационные сети и системы компьютерной связи, теле-, радио- и другие наукоемкие интерактивные электронные средства коммуникаций в интересах интенсивного формирования и расширения сетей национальных институтов интеллектуальной собственности коренным образом, изменяющих образ жизни и мышление современного человека. И как следствие, такие сферы, как «Наука», «Образование», «Культура» и «Услуги» постепенно превращаются в ведущие отрасли национального и транснационального хозяйствования. Эти наукоемкие сферы человеческой жизнедеятельности начинают занимать особое место и играть принципиально отличную роль в хозяйственном механизме, нежели в странах с традиционной – топливно-сырьевой и индустриальной спецификой управления социальным и хозяйственным механизмом.

А в нашей российской действительности, вопреки вышеприведенному примеру, в соответствии с устоявшимся консервативным мышлением, такие сферы занятости как «Наука», «Образование», «Культура», «Услуги» и др. пока еще рассматриваются в качестве так называемой инфраструктуры или периферии экономики.

Традиционно, эти наукоемкие сферы общественного производства, в целом, воспринимаются россиянами двояко: либо как часть социальной сферы, выступающей только лишь потребителем материальных ресурсов, со всеми вытекающими из этого последствиями, обусловленными остаточным финансированием и соответствующим низким социальным статусом, либо (и это в лучшем случае) как рядовые отрасли национального хозяйствования.

Система управления российским хозяйственным механизмом, несмотря на достигнутый некоторый прогресс в области формирования рыночных критериев и принципов управления, в своей основе, традиционно продолжает сохранять сырьевую и индустриальную специфику. Отрасли экспортно-сырьевой направленности в экономике России по-прежнему составляют ее ключевую базу.

Благодаря такому пониманию роли и места таких наукоемких сфер жизнедеятельности общества, как «Наука», «Образование» и Культура» в основном звене управления процессом хозяйствования российского государственного социально-экономического механизма, отвечающем за формирование и опережающее развитие интеллектуальных способностей и индивидуальных дарований своих граждан, их своевременную социализацию и профессионализацию начинает складываться неблагоприятная ситуация.

За последнее время происходящие изменения в социально-экономическом и общественно-политическом субрегиональном пространстве российского социума по своему характеру и направленности, к нашему сожалению, уже начинают формировать негативное отношение к одному из основных капиталов России - его интеллектуальному и научно-образовательному высококвалифицированному кадровому ресурсу, порождая тем самым не только апатию и интеллектуальную пассивность, прежде всего в среде лиц интеллектуального и творческого труда.

Перейти на страницу: 1 2 3 4