Разделы

Классификация инноваций

Среди встречающихся в экономической литературе подходов к классификации инноваций наибольшего внимания, на наш взгляд, заслуживают разработки Г. Менша, Х. Фримена, А.И. Пригожина, а также ряд коллективных исследований российских ученых, проведенных по зарубежным источникам. Несмотря на имеющиеся различия, единым исходным положением для разработки всех используемых в настоящее время классификаций служит классификация Й. Шумпетера, составившая основу его теории инновационного развития.

Совершенствуя свою теорию, Й. Шумпетер продолжал разрабатывать проблемы классификации нововведений. В вышедшей в 1939 г. работе «Конъюнктурные циклы» он выделил базисные и вторичные нововведения в каждом классе, использовав понятие «кластер» для определения какой-либо группы, совокупности нововведений, отличающейся целостностью, взаимообусловленностью, общностью технических, технологических, квалификационных, организационных и других характеристик. Важнейшим фактором, по мнению Й. Шумпетера, был все тот же предприниматель как носитель всякого прогресса, а его основной характеристикой - качества руководителя, обеспечивающие успех в принятии управленческих решений в процессе производственной и предпринимательской деятельности. Это положение и сейчас используется в концепции динамической личности предпринимателя и менеджера.

Традиционно, в самом общем виде, все инновации делятся на две основные категории - технологические и нетехнологические.

Большинство исследователей уделяют наибольшее внимание технологическим инновациям, являющимся прямой характеристикой интенсивности развития производства. К ним относятся все изменения, затрагивающие средства, методы, технологии производства, определяющие научно-технический прогресс.

Инновации организационного, управленческого, правового, социального, экологического характера относятся к нетехнологическим инновациям.

В научной литературе существует множество подходов к раскрытию сущности классификационных различий инноваций. Каждый из них отражает ту или иную сторону рассматриваемого объекта. Наиболее распространенным в работах отечественных и зарубежных исследований является предметный подход к классификации инноваций, выделяющий следующие виды:

• продуктовые (product innovations) - новая продукция, потребляемая в сфере производства или в сфере потребления;

• процессные, которые, в свою очередь, делятся на технологически (technological innovations) - новые технологии производства продукции; организационно-управленческие (organizational-managerial innovations) - новые методы организации работ и управления производством и социальные.

Достаточно полную классификацию инноваций предложил российский ученый А.И. Пригожий.

1. По распространенности:

• единичные,

• диффузные.

2. По месту в производственном цикле:

• сырьевые,

• обеспечивающие (связывающие),

• продуктовые.

3. По преемственности:

• замещающие,

• отменяющие,

• возвратные,

в открывающие,

•ретровведения.

4. По охвату ожидаемой доли рынка:

• локальные,

• системные,

• стратегические.

5. По инновационному потенциалу и степени новизны:

• радикальные,

• комбинаторные,

• совершенствующие.

Четвертое и пятое направления классификации, учитывающие масштаб и новизну инноваций, интенсивность инновационного изменения, в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имеют значение для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих решений.

Научно-практический интерес представляет классификация инноваций, предложения О.Б. Стрелковым. Здесь выделен наиболее значимый признак группировки инноваций — интенсивность инновационного процесса, которая напрямую указывает на характер и степень вовлечения инновационного изменения в производственно-хозяйственный механизм предприятия (табл. 1,2).

Таблица 1

Классификационный признак

Классификационные группировки инноваций

Область применения инноваций

Управленческие, организационные, социальные, промышленные и т.д.

Характер общественных целей

Экономические, ориентированные на прибыль; экономические, не ориентированные на прибыль; специальные.

Этапы НТП, результатом которых стали инновации

Научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные.

Причины возникновения

Реактивные, стратегические.

Степень интенсивности инноваций

«Бум», равномерная, слабая, массовая.

Предмет и сфера приложения

Продуктовые, рыночные, инновации-процессы.

Темпы осуществления инноваций

Затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные.

Характер удовлетворяемых потребностей

Ориентированные на существующие потребности, ориентированные на формирование новых.

Масштабы инноваций

Межконтинентальные, межнациональные, межрегиональные, региональные, крупные, средние, мелкие.

Результативность инноваций

Высокая, низкая, стабильная.

Структурная характеристика

Инновации на «входе», инновации на «выходе», инновации структуры предприятия

Сфера деятельности

Технологические, производственные, экономические, торговые, социальные, инновации в области управления.

Эффективность инноваций

Экономическая, социальная, экологическая, интегральная.

Перейти на страницу: 1 2 3