Разделы

Обратная связь в коммуникативном процессе

В теории коммуникации под обратной связью

понимают ответную реакцию получателя на сообщение источника. При обратной связи коммуникация становится двусторонним процессом, позволяя обеим сторонам корректировать свои цели и своё поведение по отношению друг к другу.

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что обратная связь является непременным элементом в коммуникативном процессе. Умение использовать обратную связь в общении является одним из важнейших моментов, входящих в процесс коммуникации и структуру коммуникативных способностей человека.

Принципиально важно для управления коммуникативными процессами, что обратная связь представляет собой: контролирующее обратное воздействие; воздействие, обусловленное передачей информации; воздействие, имеющее своей конечной целью повышение организованности системы.

Обратная связь в ходе социальной коммуникации отлична от аналогичных процессов в автоматических системах, так как ответная реакция получателя не может быть предсказана со 100%-ой точностью. Непредсказуемость реакции в некоторых случаях может стать основной причиной возникновения комедийных или, наоборот, трагедийных ситуаций.

Цель исследования

– изучить теоретические основы обратной связи в коммуникативном процессе, провести эмпирический анализ её эффективности.

Поставленная цель реализуется через следующие задачи

:

- изучить определение понятия «коммуникативный процесс», и его составляющие;

- изучить оценочную и безоценочную обратную связь, рассмотреть обратную связь в говорении и слушании;

- уточнить значение обратной связи в деятельности руководителя, с учётом её значимых характеристик;

-провести эмпирический анализ эффективности обратной связи в деловой коммуникации.

Объект исследования –

обратная связь как основной элемент коммуникативного процесса.

Предмет исследования

– показатели эффективности обратной связи в коммуникативном процессе на примере деловой коммуникации.

Гипотеза исследования

заключается в предположении о том, что обратная связь повышает эффективность коммуникативного процесса (что проявляется в ответах на вопросы, запросе информации, собственных суждениях).

Методы исследования

проблемы данной курсовой работы - теоретический анализ литературы, где освещается современное виденье исследуемой проблемы; анализ опыта ученых, работавших в данной области науки.

Теоретической основой исследовательской работы выступили научные работы российских авторов:

Морозова А. В. , Василика М.А. , Персиковой Т.Н. , Кричевского Р. Л. , Панфиловой А.П. , Рассела Т. Также в работе использованы материалы Интернет-ресурсов – http://w.w.w.33333.ru/, http://w.w.w.mabiu.ru/, http://oodri.narod.ru/, http://w.w.w.sesia.com.ua./, http://agtustud.agtu.ru/, http://w.w.w.4izmerenie.com/, http://www.elitarium.ru/ , http://tourlib.net/books.

Практическая значимость:

использование обратной связи в практической деятельности специалиста по связям с общественностью.

Обратная связь в коммуникативном процессе