Разделы

Организационная культура образовательного учреждения

В последнее время к исследованию организационной (корпоративной) культуры направлено растущее внимание представителей различных наук, в том числе и педагогики. Актуальным признается исследование организационной культуры образовательного учреждения, изучение проблемы формирования культуры организации образования, практическое использование ее потенциала.

Уже давно известные в педагогической науке исследователи обращали внимание на то, что на результат деятельности образовательного учреждения по большей части влияет уровень взаимодействия всех педагогов. Шацкий, Макаренко, Сухомлинский поднимали в педагогической науке проблему исследования формирования единых убеждений как основы сплоченного коллектива: в ней они видели успешное решение многих, если не всех управленческих проблем.

Как известно, значение и роль организационной культуры были осознаны практиками и теоретиками не сразу. Тема организационной культуры начала активно обсуждаться с шестидесятых-семидесятых годов XX века. Однако существенный шаг вперед был сделан уже в восьмидесятых годах XX века Эдгаром Шейном.

На сегодня существует множество публикаций на тему организационной культуры, ее роли и значении в жизни и деятельности организации, в том числе и в функционировании и развитии образовательного учреждения. Исследованию различных аспектов организационной культуры образовательного учреждения посвящены труды многих ученых и специалистов по управленческой деятельности в образовательном учреждении, в том числе Буевой, Вербицкой, Жуковской, Руднева, Рыбаковой, Темрюкова, Ушакова, Ясницкой.

Труды упомянутых и многих других авторов использовались при проведении данного исследования. При этом теоретические и практические взгляды ученых и специалистов по организационной культуре образовательного учреждения осмысленны и применены к конкретной школе.

Цель исследования:

изучить организационную культуру образовательного учреждения

Объект исследования:

организационная культура образовательного учреждения как многоаспектное явление

Предмет исследования:

управление развитием организационной культурой образовательного учреждения

Задачи исследования:

1) изучить понятие и типы организационной культуры образовательного учреждения;

2) рассмотреть основные составляющие организационной культуры образовательного учреждения;

3) проанализировать эффективное управление организационной культурой образовательного учреждения через скрытые компоненты;

4) исследовать повышение воспитательного потенциала школы через корректировку организационной культуры (на примере школы №31).

Методы исследования:

– метод наблюдение;

– метод беседы;

– метод работы с документами;

– метод интервью.

База исследования:

МБОУ «СОШ №31»

Теоретические основы организационной культуры образовательного учреждения